История Управления Министерства юстиции
по Волгоградской области
История Управления берет свое начало в ноябре 1917 года. Тогда, был образован Царицынский комиссариат юстиции. Он состоял из комиссара юстиции и канцелярии. В тот период, на него возлагались функции по организации и руководству местными судебными учреждениями, а также нотариальными конторами. Согласно Декрету «О суде» устанавливалось два вида судов:
- Народные суды, которые создавались как общегражданские;
- Ревтрибуналы, которые рассматривали наиболее важные дела, и дела о контрреволюционны.
В результате перехода управления к советской власти были упразднены мировые суды и частные нотариальные конторы.
Позднее согласно Декрету СНК РСФСР «О революционных трибуналах» были упразднены все местные и военные трибуналы, они сохранялись только в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах. В Царицыне был учрежден губернский ревтрибунал для рассмотрения дел о контрреволюционных и тяжких преступлениях.
С 15 июля 1918 года в Царицынском комиссариате юстиции были организованы отделы:
- кодификационно-редакционный отдел;
- справочно-юридический отдел;
- отдел надзора.
7 сентября того же года появился карательный (пенитенциарный) отдел.
С 1-го ноября 1918 года был учрежден консультационный отдел.
Приказом комиссариата от 4 ноября 1918 № 65 Царицынский комиссариат юстиции был реорганизован в губернский отдел юстиции – Губюст.
Структура выглядела следующим образом:
- Заведующий;
- Помощник;
- Старший юрисконсульт;
- Секретариат;
- Консультационное отделение, в том числе проводившее редакционно-кодификационную работу;
- Юрисконсульское отделение, оказывающее юридическую помощь населению;
- Отделение надзора, осуществлявшее надзор за деятельностью всех подведомственных судебных учреждений, а также наблюдение за законностью действий местных властей;
- Пенитенциарное отделение, заведующее местами заключения.
Губернскому отделу юстиции подчинялись губернский революционный трибунал, местные народные суды, следственные комиссии при ревтрибунале и народных судах, тюрьмы, народная нотариальная контора.
В 1919 году в соответствии с Положением об отделах юстиции губисполкомов, утвержденном постановлением НКЮСТа от 30 января 1919 года его структура изменилась и выглядела следующим образом:
- Заведующий;
- Коллегия;
- Общий подотдел;
- Административно-хозяйственный отдел;
- Судебно-следственный отдел;
- Карательный отдел, который позднее был переименован в исправительно-трудовой отдел.
Согласно Положению о Губюсте на него возлагалась следующие полномочия:
- Организация народных судов;
- Организация революционных трибуналов;
- Наблюдение за деятельностью следственных комиссий;
- Заведывание всеми местами лишения свободы;
- Организация карательных учреждений нового типа и принудительных общественных работ для лишенных свободы;
- Наблюдение за законностью местных учреждений.
К 1920 году в ведении Губюста находились: губревтрибунал, губревнарсуд, 58 камер народных судей, 22 камеры народных следователей, 7 уездных и окружных бюро народных судей.
16-18 февраля 1920 года в Царицыне проходил первый губернский съезд судебных работников, на котором заведующий Губюстом констатировал, что самая острая проблема судебных учреждений губернии – это нехватка квалифицированных кадров. Губюстом было принято решение открыть краткосрочные курсы по подготовке нарсудей, следователей и других работников. Также съезд на фоне проблем возникшим в последствие гражданской войны принял решение возбудить ходатайство перед военным ведомством об отсрочках от призыва в действующую армию народных судей, а также наладить бесперебойное снабжение судебных учреждений сборниками законодательства, и оказать бесплатную юридическую помощь в уездах.
В период перестройки под влиянием нэпа была сокращена численность отделов юстиции, на них были возложены часть полномочий нотариальных контор.
В мае 1922 года были образованы особые самоуправющиеся организации адвокатуры – коллегии защитников.
30 августа 1922 года Царицынский губисполком на фоне проведения реформы судебной системы и утверждении положения о прокурорском надзоре принял решение о ликвидации губернского отдела юстиции, уездных и окружных бюро юстиции с передачей полномочий Губпрокуратуре и губернскому суду.
Таким образом, на базе Губюста с 1 сентября 1922 года было организовано управление губернской прокуратуры.
В последствие в 1929 году прошел первый съезд работников юстиции.
Однако 16 августа 1938 года при областных Советах были созданы управления Наркоматов юстиции.
В Сталинграде Постановлением президиума облисполкома от 27 мая 1939 года была создано Управление Наркомата юстиции РСФСР по Сталинградской области.
В его полномочия входило:
- Разработка штатов и смет судебных органов;
- Разработка положений о сети народных судов в области и количестве подлежащих избранию судей и народных заседателей;
- Проверка путем ревизий правильности применения народными судами законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел, была учреждена должность ревизора;
- Осуществление общего надзора за деятельностью прокуратуры;
- Руководство работой нотариальных органов.
В связи с началом Великой Отечественной войны изменился режим функционирования наркоматов юстиции и региональных управлений, к середине августа 1941 года комплекс первичных мероприятий был документально закреплен и начался процесс перестройки работы народных судов и региональных Управлений юстиции.
В 1942 году структура Сталинградского Управления Наркома Юстиции РСФСР выглядела следующим образом:
- Начальник;
- Заместители начальника;
- Секретариат;
- Бухгалтерия;
- Финансово-хозяйственный сектор;
- Спецчасть;
- Статистически сектор;
- Ревизоры по нотариату;
- Ревизоры по адвокатуре;
- Ревизоры судов;
- Консультанты-кодификаторы.
25 августа 1942 года Управление Наркома Юстиции эвакуировалось на левый берег Волги и до 1сентрября оно располагалось в Средней Ахтубе, Ленинске, Старой Полтавке.
Аппарат Управления прибыл на новое место в составе 9 штатных единиц из 27.
В октябре 1942 года Управление Наркома Юстиции переместилось в Николаевку. В связи с болезнью руководителя В.С. Козлова Управление длительное время не имело руководителя, исполняли обязанности начальника судья областного суда Н.А. Миронов, затем С.З. Левин.
В связи с переездами удалось спасти лишь часть имущества – наряды, секретное производство, личные дела народных судей, печать и штамп, все остальное сгорело при бомбежке города.
В оставшемся штате произошло перераспределение полномочий, все прифронтовые районы обслуживал ревизор, Сталинград – заместитель начальника Управления П.А. Ардашев. Для оказания помощи нарсудам северо-западных районов был образован второй центр управления в Елани, в который было отправлено два сотрудника. Весь транспорт Управления был мобилизован на нужды фронта, что повлекло потерю связи с сельскими районами.
После окончания Сталинградской битвы структура Управления выглядела следующим образом:
- Начальник;
- Три ревизора;
- Старший консультант по кодификации;
- Инспектор по кадрам;
- Три бухгалтера;
- Заведующий секретариатом;
- Две машинистки.
В тот период Управление занималось перестройкой системы управления на чрезвычайный режим военного времени, оптимизировало работу судебных участков, привлекало мобилизованных и отозванных в военные трибуналы судей-мужчин, обобщало практики по делам о нарушении трудовой дисциплины на предприятиях, колхозах и совхозах, по уголовным делам, связанным со спекуляциями, хищениями социалистической собственности, нарушением оборонных установлений. Кодификационная работа не велась.
В 1946 году в связи с реформой народных комиссариатов, управление перестало быть Управлением наркома юстиции по Сталинградской области, а стало Управлением Министерства юстиции по Сталинградской области.
В связи с указом Верховного Совета СССР от 04 августа 1956 года Министерство Юстиции РСФСР было упразднено. Это было сделано с целью избавить суды от контроля со стороны административных органов и ввести в действие предусмотренный Конституцией СССР принцип независимости судей. Указ ПВС СССР от 4 августа 1956 г., предусматривающий упразднение управлений министерств юстиции союзных республик при областных Советах депутатов трудящихся, предоставлял областным судам право проводить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их деятельностью, а также руководить нотариальными конторами и назначать судебных исполнителей. Функции были распределены между областными судами.
В 1970 году указом Президиума Верховного совета РСФСР было вновь образовано союзно-республиканское Министерство Юстиции, что послужило новым этапом развития органа.
В соответствии с указом Президиума Верховного совета РСФСР от 24 сентября 1970 «Об образовании министерств юстиции автономных республик и отделов юстиции исполнительных комитетов областных советов депутатов трудящихся» на территории Волгоградской области был создан отдел юстиции исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов.
Отдел юстиции исполнительного комитета областного Совета народных депутатов в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР образуется областным Советом и подчиняется в своей деятельности как областному Совету и его исполнительному комитету, так и Министерству юстиции РСФСР.
Основными задачами отдела юстиции исполнительного комитета Волгоградского областного Совета народных депутатов являлись:
- Всемерное укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций; совершенствование совместно с другими государственными органами деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений;
- Обеспечение организационного руководства районными (городскими) народными судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону;
- Руководство нотариатом, совершенствование его деятельности;
- Общее руководство адвокатурой, совершенствование ее деятельности;
- Методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве, совершенствование этой работы в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной, трудовой и исполнительской дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
- Организация и совершенствование пропаганды правовых знаний, разъяснение законодательства среди населения;
- Обеспечение районных (городских) народных судов, подведомственных учреждений квалифицированными кадрами; переподготовка и повышение квалификации кадров районных (городских) народных судов, подведомственных учреждений; содействие в повышении профессионального уровня адвокатов.
После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 08.01.1992 № 6 на территории Волгоградской области был образован отдел юстиции при Администрации Волгоградской области.
На него были возложены следующие полномочия:
- Обеспечение и координация работы по практической реализации судебной реформы;
- Государственная регистрация нормативных актов ведомств области, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер;
- Заключение в пределах своей компетенции с соответствующими органами других государств, а также международными юридическими организациями договоров и соглашений о правовой помощи;
- Регистрация и выдача лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг;
- Организационное обеспечение деятельности судов и руководство государственными нотариальными конторами на особо режимных объектах;
- Повышение правовой квалификации кадров.
В 1994 году произошло очередное преобразование в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 21 апреля 1994 № 187. Орган стал называться Управление юстиции Администрации Волгоградской области. Данный этап характерен тем, что Управление выделилось в самостоятельный орган, однако в своей деятельности подчинялось администрации Волгоградской области и Министерству юстиции Российской Федерации.
Структура Управления выглядела следующим образом:
- Начальник;
- Три заместителя начальника;
- Отдел кадров;
- Отдел организационного обеспечения деятельности судов;
- Отдел регистрации уставов общественных и религиозных объединений, по оказанию юридической помощи, правовой информации и связям с общественностью;
- Группа по работе с нотариатом;
- Отдел материально-технического обеспечения и ремонта;
- Отдел бухгалтерского учета и контроля;
- Канцелярия.
Управление осуществляло решение следующих задач:
- Организационное руководство районными (городскими) народными судами области, материальное обеспечение их деятельности, содействие осуществлению целей правосудия при строгом соблюдении независимости судей и подчинении их только Конституции и Закону;
- Обеспечение судов и нотариата квалифицированными кадрами, переподготовка и повышение квалификации кадров, оказание помощи руководящему составу этих учреждений в осуществлении их деятельности;
- Организация деятельности государственного нотариата, совместно с нотариальной палатой Волгоградской области контроль деятельности частнопрактикующих нотариусов, оказание нотариусам помощи в их деятельности;
- Регистрация уставов общественных и религиозных объединений, контроль исполнения положений уставов общественными объединениями;
- Оказание методической правовой помощи местным органам власти и их отделам;
- Разъяснение законодательства среди населения.
31 января 2000 был издан приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об Управлении юстиции Волгоградской области», в результате чего произошло очередное изменение наименования и полномочий органа.
Однако 27 октября 2000 года было утверждено новое положение, в соответствие с приказом № 314 и вновь было изменено наименование на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области.
Спустя два года 22 октября 2002 года очередная реформа затронула функции и полномочия Управления, они были расширены и детализированы.
Структура Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Волгоградской области выглядела следующим образом:
- Начальник;
- Первый заместитель начальника;
- Заместитель начальника, главный судебный пристав Волгоградской области;
- Заместитель начальника;
- Отдел по обеспечению конституционной законности и единства правового пространства Российской Федерации;
- Отдел правого контроля за деятельностью учреждений юстиции;
- Отдел государственной регистрации;
- Отдел организации работы судебных приставов-исполнителей;
- Отдел правового обеспечения деятельности судебных приставов;
- Отдел по обеспечению установленного порядка деятельности судов службы судебных приставов;
- Служба собственной безопасности;
- Отдел государственной службы и кадров;
- Организационно-аналитический и контрольный отдел;
- Отдел материально-технического обеспечения и правовой информатизации;
- Финансово-экономический отдел;
- Отдел делопроизводства.
19 февраля 2004 года Управление Минюста России по Волгоградской области стало Главным управлением, однако в результате реформы системы управлений Министерства юстиции 28 января 2005 года управления по субъектам перестали существовать, остались лишь управления по округам, Волгоградская область относится к Южному федеральному округу, Главное управление по которому находилось в Ростове-на-дону. Такое изменение в том числе, обусловлено выделением в самостоятельный орган управления Федеральной регистрационной службы.
Однако в 2008 году на территории Волгоградской области было вновь образовано Управление Министерства Юстиции по Волгоградской области, которое действует по сей день.