Изменение порядка проставления апостиля
наверх
Министерство юстиции Российской Федерации

Изменение порядка проставления апостиля

Одной из функций территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации является проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области апостиль проставляется на официальных документах, исходящих от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области, нотариусов, органов местного самоуправления, исполненных в Волгоградской области.

До сентября 2012 апостиль проставлялся Управлением в порядке, предусмотренном Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 29.10.2010 № 321.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 № 130 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (далее – Административный регламент). В связи с принятием этого Административного регламента произошли некоторые изменения в порядке проставления апостиля.

В данной публикации мы расскажем о том, в каком порядке проставляется апостиль Управлением в настоящее время и как это будет происходить с января 2013 года.

Если ранее граждане подавали письменное заявление на проставление апостиля, то сейчас такое заявление не требуется, подается только письменный запрос в случае, если документы направляются по почте. Письменный запрос на предоставление государственной услуги должен содержать обращение с просьбой проставить апостиль на официальных документах, приложенных к запросу.

В запросе о предоставлении государственной услуги указываются также фамилия, имя, отчество заявителя или наименование юридического лица, являющегося заявителем, почтовый адрес для ответа, номер телефона заявителя, описание и количество представленных заявителем официальных документов, название государства предъявления официальных документов. На запросе ставится дата и личная подпись заявителя.

Срок проставления апотиля не изменился – он не должен превышать 3 рабочих дней со дня представления документов.

В том случае, если имеется необходимость истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа государственной власти, нотариуса, органа местного самоуправления, от которого исходит официальный документ, срок проставления апостиля увеличивается до 33 рабочих дней.

Заявителем является любое лицо, предъявившее официальный документ.

Для предоставления государственной услуги заявителем представляются:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (при представлении официальных документов лично заявителем);
  • письменный запрос о предоставлении государственной услуги (только в случае направления документов для предоставления государственной услуги почтовой связью или курьерской службой доставки);
  • российский официальный документ, подлежащий вывозу за границу на территорию иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года) (далее – Конвенция);
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо (доверенность или иной документ).

До 1 января 2013 г. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, представляется в подлинном экземпляре.

С 1 января 2013 г. в соответствии с пунктом 7 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документ, подтверждающий оплату государственной пошлины предъявляется по желанию заявителя. В случае не предоставления такого документа, для проверки оплаты государственной пошлины Управлением будет направляться запрос в территориальный орган Федерального казначейства.

Теперь в Административном регламенте указаны основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (применяется до 1 января 2013 г.);
  • официальный документ предназначен для представления в компетентные органы государства, которое не является участником Конвенции;
  • официальный документ исходит от органа, должностного лица, нотариуса или юридического лица иностранного государства;
  • официальный документ исходит от органа, который сам уполномочен на проставление апостиля;
  • на официальном документе отсутствуют подпись лица, от которого исходит официальный документ, и (или) оттиск печати органа государственной власти, нотариуса, должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, органа местного самоуправления и иных органов и лиц, от которых исходит официальный документ;
  • если исправления, имеющиеся в тексте официального документа, не оговорены лицом, подписавшим документ;
  • если подписи лиц и (или) оттиски печатей, содержащиеся на официальном документе, не являются отчетливыми и поддающимися сравнению с образцами, имеющимися в центральном аппарате Минюста России или территориальных органах Минюста России;
  • если листы официального документа не прошиты и (или) не пронумерованы и (или) не скреплены оттиском печати органа или лица, от которого исходит официальный документ.

Увеличен и перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги:

  • официальный документ не предназначен для вывоза за границу в соответствии с Законом СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу";
  • официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов;
  • лицо, подписавшее официальный документ, не обладает полномочием на его подписание;
  • подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати на официальном документе не соответствуют имеющимся в центральном аппарате Минюста России или территориальном органе Минюста России образцам;
  • подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати на официальном документе не могут быть удостоверены Минюстом России или его территориальным органом ввиду отсутствия в центральном аппарате Минюста России или территориальном органе Минюста России образца подписи такого лица и (или) оттиска такой печати и отсутствия этих образцов у органа, от которого исходит официальный документ, а также неподтверждения им факта совершения официального документа;
  • официальный документ имеет прямое отношение к коммерческой или таможенной операции;
  • поступление в Минюст России (его территориальный орган) документально подтвержденной информации о вступлении в законную силу решения суда, которым отменено совершенное нотариальное действие или признан недействительным официальный документ, представленный для предоставления государственной услуги.

  Выдача документов осуществляется заявителю или его представителю при предъявлении расписки о приеме официальных документов и документа, удостоверяющего личность. В случае утраты расписки документы выдаются заявителю при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, или его представителю (при предъявлении доверенности от заявителя, в том числе в простой письменной форме).

 Хотим напомнить, что в Волгоградской области апостиль проставляется также:

  • отделом ЗАГС аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области – на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, выданных на территории г.Волгограда и Волгоградской области; 
  • ГУ МВД России по Волгоградской области – на справках об отсутствии (наличии) судимости, выданных Главным информационно-аналитическим центром МВД России, ГУ МВД России по Волгоградской области;
  • Министерством образования и науки Волгоградской области – на документах об образовании, выданных на территории Волгоградской области.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области осуществляет прием заявителей по проставлению апостиля по адресу: г. Волгоград, ул. Калинина, 4, в соответствии со следующим графиком:

понедельник

с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00

вторник

с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00

среда           

с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00

четверг         

с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00

пятница         

с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 16.00

Информацию можно получить как на личном приеме, так и по телефону (8-8442) 94-59-19 или на сайте Управления Минюста России по Волгоградской области по адресу: to34.minjust.ru.

Специалист – эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области                                                                  

Н.В. Кривцова

Официальный интернет-ресурс Министерства юстиции Российской Федерации.