Вы здесь

Антикоррупционная экспертиза правовых актов – один из способов борьбы с коррупцией

 
Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день противодействия коррупции. Эта дата связана с принятием Конвенции ООН против коррупции, участниками которой в настоящий момент являются 158 государств. Российской Федерацией в 2006 г. ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». В соответствии с ними Россия обязана проводить оценку национального законодательства и административных мер в целях предупреждения коррупции.
 
10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно указанному Федеральному закону федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, в том числе посредством проведения антикоррупционной экспертизы.
 
20 июля 2009г. вступил в силу профильный Федеральный закон №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов (далее – корфактор) и их последующего устранения.
 
Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) состоит в выявлении коррупционных факторов, т.е. дефектов норм, которые могут способствовать проявлению коррупции. К числу коррупционных факторов в правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций правовых норм, коллизии правовых норм, отсутствие административных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т.д.
 
Работу Управления Министерства юстиции по Волгоградской области в сфере антикоррупционной деятельности можно разделить на три направления:
 
1.  Ревизия действующих нормативных правовых актов в ходе мониторинга НПА, регулирующих определенные сферы общественных отношений. Таких как малое и среднее предпринимательство, бюджетное законодательство, жилищное законодательство, земельное законодательство, градостроительное законодательство, опека и попечительство, законодательство, регламентирующее организацию местного самоуправления, законодательство о государственной гражданской службе.
 2. Выявление коррупционных норм в ходе проведения текущей юридической экспертизы НПА.
 3. Выявление коррупционных положений в проектах НПА.
 
Следует обратить внимание, что наиболее часто коррупционные проявления в процессе правоприменения возникают в сфере распоряжения государственной и муниципальной собственностью, при распределении бюджетных средств, а также в связи с принятием решений, посредством которых физические и юридические лица могут реализовать свои права (получение разрешений, справок, субсидий и т.п.).
 
В настоящее время нормативная правовая база, необходимая для проведения антикоррупционной экспертизы НПА, как на федеральном, так и на региональном уровнях - сформирована в достаточной степени. Однако не всеми органами государственной власти, при издании региональных НПА, она используется в полной мере.
 
 
16 декабря 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).