Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых религиозными организациями в документах, представляемых для государственной регистрации

1. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» религиозная организация, как вид некоммерческой организации, может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности религиозной организации, которые предусмотрены ее уставом.

Религиозная организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует таким целям, при условии, что такая деятельность указана в ее уставе.

В нарушение указанных положений законодательства, а также пункта 2 статьи 10 и статьи 15 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) устав религиозной организации, предусматривая возможность осуществления организацией предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход), либо получения доходов от такой деятельности, зачастую не определяет виды (формы) такой деятельности.

Фактически осуществляемая деятельность религиозной организации должна соответствовать видам (формам) деятельности, предусмотренным ее уставом, а также сведениям о видах экономической деятельности организаций, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

При этом коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) религиозной организации в обязательном порядке должны содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Кроме того, согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2015 № 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, являющихся участниками бюджетного процесса» данные о кодах ОКВЭД являются обязательными для включения в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр).

В случае отсутствия указанных данных в ЕГРЮЛ религиозные организации не смогут быть включены в Сводный реестр. 

2. В соответствии с пунктом 8.1 пункта 8 Закона о свободе совести порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

В нарушение указанного положения законодательства уставы религиозных организаций зачастую не содержат порядка принятия решений органами религиозной организации; сведений, позволяющих определить, из числа каких лиц (священнослужителей, участников религиозной организации, светских лиц по трудовому договору и пр.) состоят указанные органы, в том числе ревизионная комиссия, а также на каких условиях (возмездно/безвозмездно) лица входят в состав органов религиозной организации. Кроме того, зачастую в уставах религиозных организаций отсутствует порядок принятия организационно-распорядительных решений органами религиозной организации, в том числе единоличным органом. Так, руководитель религиозной организации принимает решения в виде указов, распоряжений, приказов и т.п., что должно быть отражено в уставе религиозной организации.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.27 Гражданского кодекса Российской Федерации устав религиозной организации помимо прочего должен содержать сведения о предмете ее деятельности, а также о направлениях использования имущества религиозной организации.

В нарушение указанного требования в уставах религиозных организаций, представляемых для государственной регистрации, отсутствуют сведения о предмете деятельности религиозной организации, а также о направлениях использования ее имущества. Зачастую уставом религиозной организации предусмотрено, что ее имущество используется для осуществления уставных целей, что является общим понятием и не раскрывает конкретные направления использования имущества религиозной организации.

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о свободе совести в уставе религиозной организации, помимо прочего, указывается порядок создания организации.

В нарушение вышеуказанного положения законодательства устав религиозной организации зачастую либо вообще не отражает порядка ее создания (дата создания, орган принявший решение о создании, наименование учредителей), либо содержит общие положения о создании религиозных организаций, предусмотренные статьей 8 Закона о свободе совести («организация создана решением не менее чем трех местных религиозных организаций»), и не отражает особенности создания конкретной религиозной организации.

5. В нарушение пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе о результатах очного голосования религиозными организациями не указывается время проведения собрания, а место проведения собрания ограничивается указанием на субъект Российской Федерации, без указания конкретного места проведения такого собрания.

Кроме того, нередко встречаются случаи, когда в протоколе религиозной организации отсутствуют сведения о лицах, принявших участие в собрании (Ф.И.О.), а указано общее количество таких лиц.

6. В нарушение пункта 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 455, протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления религиозной организации, представляемый на государственную регистрацию и содержащий решение о внесении изменений, зачастую не содержит:

в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) – сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава религиозной организации в части определения правомочности (кворума) заседания;

в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) – сведения об общем количестве членов (участников) органа управления религиозной организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников), о соблюдении положений устава религиозной организации в части определения правомочности (кворума) заседания.

Кроме того, при оформлении решения органа религиозной организации в виде выписки из протокола не учитываются общие требования к оформлению протокола, содержащиеся в статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно не отражается повестка дня заседания органа религиозной организации, отсутствует подпись председательствующего на собрании.

18 июня 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).