Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых общественными объединениями в документах, представляемых для государственной регистрации

Среди наиболее распространенных нарушений, допускаемых общественными объединениями в документах, представляемых для государственной регистрации, можно выделить следующие:

1.  На основании пункта 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) некоммерческие корпоративные организации создаются в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных пунктом 3 статьи 50 ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ, статье  28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) наименование юридического лица (общественного объединения) должно содержать, в том числе, указание на его организационно-правовую форму.

В нарушение указанных положений закона в наименованиях общественных объединений нередко содержатся указания на две организационно-правовые формы (например, «общественная организация» и «союз»).

2.  В нарушение пункта 1 статьи 54 ГК РФ и статьи 28 Закона № 82-ФЗ в наименованиях общественных объединений не указывается характер их деятельности.

3.  В нарушение пункта 4 статьи 52 ГК в уставах общественных объединений зачастую не определен предмет их деятельности, а в нарушение пункта 3 статьи 65.3 ГК РФ в уставах корпораций (общественных организаций, общественных движений) не содержатся также сведения о единоличном исполнительном органе.

4. Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ устав общественной организации должен содержать, помимо иных сведений, сведения о порядке принятия решений ее органами.

Вместе с тем, уставы ряда общественных организаций вышеуказанных сведений не содержат. Например, в уставах не указывается порядок принятия решений контрольно-ревизионными органами как самой общественной организации, так и ее отделений.

5. Согласно пункту 4 статьи 65.3 ГК РФ в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления, контролирующий деятельность исполнительных органов и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.

В нарушение вышеуказанной нормы закона единоличный исполнительный орган корпорации часто наделяется уставом руководящими полномочиями в отношении коллегиального постоянно действующего руководящего органа.

6.  В нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), которыми образование органов общественной организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления, уставы некоторых общественных организаций (общественных движений) предусматривают возможность введения в состав постоянно действующего руководящего органа нового члена взамен выбывшего по решению самого постоянно действующего руководящего органа.

7. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 329-ФЗ) уставы общественных организаций, являющихся общероссийскими спортивными федерациями, не содержат положений о мерах по осуществлению специальной подготовки контролеров-распорядителей; о порядке утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией; о порядке утверждения периодичности проведения общероссийской спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий; о порядке уплаты вступительных и членских взносов. 

При этом Уставы некоторых физкультурно-спортивных организаций, не имеющих государственной аккредитации по соответствующему виду спорта, содержат положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Закона № 329-ФЗ только для общероссийских спортивных федераций. 

8. Согласно пункту 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица должны быть указаны, в том числе, сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.

В нарушение пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ в протоколах о создании общественных объединений, уставами которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, часто отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества.

9. В ряде случаев коды основного и дополнительных видов экономической деятельности, заявляемые общественным объединением для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), не соответствуют его целям и видам деятельности, предусмотренным уставом, что противоречит положениям статьи 24 Закона № 7-ФЗ.

10. На заседаниях высшего органа управления общественной организации присутствуют лица, действующие на основании доверенности, выданной членом общественной организации, что противоречит положениям пункта 3 статьи 123.6 ГК РФ, согласно которому осуществление прав члена общественной организации не может быть передано другому лицу.

11. При оформлении протоколов собраний (съездов, конференций) общественными объединениями допускаются нарушения положений статьи 181.2 ГК РФ, а именно: не указываются время проведения заседания, сведения о принявших участие в нем, а также сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. 

12. В ходе рассмотрения документов политических партий при создании типичными нарушениями, влекущими отказ в государственной регистрации, установлены следующие:

- в нарушение статьи 16 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» на регистрации не представлены данные о представительстве делегатов (список делегатов) учредительного съезда;

-  представленные для включения в ЕГРЮЛ сведения об учредителях политической партии подпадают под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».   

11 июня 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).